Сурхан
Добро пожаловать на форум "Сурхан"!
Для того, чтобы пользоваться всеми функциями форума и просматривать личные галереи пользователей, необходимо зарегистрироваться.
Сурхан


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Комплекс действующих мечети и медресе Бухары

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Alex0509

avatar
Admin
Admin













_________________
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Опубликовать эту запись на: Excite BookmarksDiggRedditDel.icio.usGoogleLiveSlashdotNetscapeTechnoratiStumbleUponNewsvineFurlYahooSmarking

KRASOTISCHA !!!

Ne perstayu udivlyat'sya krasotam drevnih krasok !
Takoe velikolepie !

SPASIBO, SASHA !!! SPASIBO !!!

Udovol'stviya - more !!!

Действующее медресе Мири-Араб - одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоеванных племянником Шейбани-хана Убайдаллах-ханом (ум. 1539). Хан передал их своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири-Арабу ("Князю арабов"), родом из Йемена. В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.

В трех углах здания медресе расположены учебные классы. В четвертом - некрополь, где похорены Убайдаллах-хан и его наставник Мири-Араб. Погребение хана с деревянным надгробием находится в ногах у погребения шейха Мири-Араба с надрогробием йеменского стиля. В внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс.


A deistvuyuschaya mechet' nazyvaetsya Bolo-hauz .

Бухара


"Бухара-и-шариф" - "благородная и священная" - это один из многочисленных эпитетов, которыми награждался этот древний город. Великие поэты Востока 1Х-Х веков Рудаки, Дакики, Фирдоуси посвящали ему касыды. Уже в X веке была написана "История Бухары". Первый период существования Бухары нашел свое отражение в народном эпосе, многочисленных легендах. Великий шелковый путь, соединявший Китай с Ираном, Индией и Европой, проходил также и через Бухару.
Бухара - это один из немногих городов мира, который непрерывно развивался на одном и том же месте, начиная с V века до н.э. В 1993 году историческая часть Бухары была включена ЮНЕСКО в списки городов всемирного наследия человечества. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со дня основания города. Сохранившееся архитектурное наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание памятников разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков.
Большая часть центра Бухары является архитектурной зоной, основную часть которой занимают бывшие медресе. Эмирский замок Арк (Х-Х1Х вв.) стал теперь музеем. Напротив Арка находится мечеть Боло-Хаус - официальное место эмира для молитв, построена в 1718 году. По узким улочкам вдоль Арка можно прийти к маленькой площади с комплексом Пойикалон, который состоит из мечети Калян (XVI в.) - одного из величественных строений Центральной Азии, вмещающего до 10 тыс. человек; медресе Мир-Араб - действующая исламская семинария и минарета Калян - 47-метровой башни (10 метров в глубину), которую можно увидеть практически с любой части старого города. Медресе 850 лет.
Достопримечательности Бухары
• Основана в глубокой древности как один из важнейших центров караванной торговли на Великом шелковом пути из Китая в Европу и Ближний Восток.
• В 16 веке стала столицей первого государства узбеков - династии Шейбанидов. Впоследствии - до 1920 - столица Бухарского ханства, последнего средневекового государства на территории СНГ. То-есть предпоследнего, если учитывать современный Туркменистан.
• Именно здесь жили и творили Ибн-Сина (Авиценна), поэты Фирдоуси и Рудаки. Здесь же была написана Сунна - вторая священная книга мусульман-суннитов.
Мавзолей Саманидов
Исмаил Самани, основатель одной из многочисленных правящих династий Бухары, был до удивления интеллигентным человеком. Повоевав в всое удовольствие немного, он всю последующую жизнь занимался украшением родной Бухары. Его мавзолей, где захоронены и несколько его потомков, стоит недалеко от городских стен (сильно разрушенных временем) и отлично сохранился с 9 века, оставаясь древнейшим архитектурным сооружением всего Среднего Востока. Во время нашествия Чингисхана мавзолей был предварительно засыпан песком. Интересно, что местные жители до сих пор зажигают у мавзолея священный огонь в память своего древнего правителя.
Крепость Арк
Могучая крепость, построенная еще в раннем средневековье, выдержала не одну осаду. Именно здесь находились дворцы и фамильные мечети эмира Бухарского, место публичной казни и эмирские темницы, где содержали русских пленников. Сохранилось и тронное место эмира, с которого он много раз выносил смертный приговор знаменитому Ходже Насреддину. Но вот только Насредиину есть памятник в Бухаре - а эмиру нет.
Торговые купола
Знаменитый крытый рынок в центре Бухары плотно окружен мечетями и медресе старого города. В течение многих веков представители многочисленных народов торговали здесь диковинными товарами. Сегодня это место оставлено местным жителям - они пьют чай, сидя на своих коврах ручной работы, и продают их наряду с национальными тюбетейками, серебряными украшениями, которые носил еще Исмаил Самани, и потускневшими открытками советской эпохи.
Медресе и мечети Бухары
Центр старого города буквально поражает обилием древних религиозных и образовательных построек на единицу площади. Создается впечатление, что в средние века в Бухаре просто негде было повернуться от такой концентрации мечетей и медресе. По этой причине можно писать тома, восхищаясь красотой и поэтичной историей каждой из них, но в задачи нашего сайта это, к сожалению, не входит. Хотелось бы только упомянуть те из них, которые посетить необходимо:
- Минарет Калян в самом центре города остается самым высоким минаретом в Центральной Азии. Он был сооружен в 11 веке и пережил даже Чингисхана, хотя за свою бурную историю неоднократно перестраивался. С высоты его 55 м видна панорама Бухары.
- Медресе Улугбека украшено живописными росписями и работало еще в советское время, но сегодня превращено в уютный музей.
- Мечеть Ходжа-Зайнетдин, которую называют еще Чор-Минор ("четыре минарета") имеет необычную форму и, хотя построена относительно недавно, достойна посещения, тем более что путь к ней ведет по извилистым улочкам старого города.
- Мечеть Магоки-Аттари именуется "закопанной мечетью" и действительно сидит в некоторой яме. В суровые времена нашествий ее всякий раз закапывали в песок - тогда это был единственнывй способ сохранить достопримечательность от врагов. Внутри мечети продаются ковры ручной бухарской работы.
Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н. э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город (шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.
Небольшое здание мавзолея по силе художественного образа и логичности его конструктивного воплощения представляет собой монументальное произведение. Четкий кубовидный объем завершается куполом на восьмигранном барабане, окруженном снаружи узкой галерейкой с арочными проемами. Мавзолей возведен из мелкого светло-желтого кирпича. Узорная рельефная кладка выполнена с непревзойденным мастерством. Игра светотени на фасадах создает впечатление легкости и ажурности. Строительное искусство, виртуозное использование обожженного кирпича в декоре, композиция здания ставят его в ряд шедевров мировой архитектуры.
Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.
За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея. Очень характерен для богатой декором архитектуры XII в. южный портал мечети Магоки-Аттари, убранство которого отличается изощренностью декоративных приемов. Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей. Как уже отмечалось, в XVI веке после установления власти узбекской династии Шейбанидов Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.
Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Высокая глухая стена ограждает ее территорию. Двор окружен галереей со множеством мощных столбов, соединенных арками, поддерживающими около 300 куполов. В западной его стороне расположено здание самой мечети, обращенное во двор стройным порталом. Художественный эффект акцентируется на орнаментации портала и михраба мечети. Голубой купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535 -1536 гг. было построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом создает один из значительных ансамблей Бухары.
В подобном приеме "кош", т. е. парных построек, были возведены "Кош-медресе" - медресе Модари-хана (1566-1567) и медресе Абдулла-хана (1588-1590). Первое из них имеет обычную для этого типа зданий планировку, скромную отделку в интерьерах, неорнаментированные дворовые фасады. Главный фасад украшен узорами из поливных кирпичей и майоликой. В декоре более сложного по плану медресе Абдулла-хана использованы глазурованный кирпич и майоликовые плитки с характерным для времени Абдулла-хана мутным светло-зеленым тоном. В конструкциях куполов сказывается присущий XVI веку технический прогресс. Внутренний декор многих из них создает яркую впечатляющую картину.
Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями. Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы монументального зодчества с народными традициями, что придавало им особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов. Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин (XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде, водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.
Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц. Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.
Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш (1568-1569) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В 1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников) и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары - медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.
Медресе Абдулазис-хана имеет традиционную, но несколько усложненную планировку. В его архитектурном убранстве широко использована изразцовая мозаика, в интерьерах - разной формы сталактиты, а в отделке стен - мраморные панели и живопись "кундаль". Обилие декора снижает художественную ценность здания, особенно в сопоставлении со сдержанным убранством и строгими формами медресе Улугбека, стоящего напротив.
В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений. Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в формировании города и сохраняют ее до настоящего времени. Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.
































OCHEN' INTERESNO.



Бухара в течение многих столетий считалась не только центром науки, просвещения и искусства. Это был также и мировой центр торговли. Вспомните: через этот город проходил Великий Шелковый путь. Сюда ежедневно стекались сотни караванов из Китая, Индии, Персии. Здесь были купцы из Европы. Товары доходили аж с Африки и Японии. Мои родственники сказали, что в нашем роду были великие караванщики, имевшие торговлю от Китая до Ближнего Востока. Но, к сожалению, семейная история ничего не сохранила о них, ибо в годы Советской власти такое родство с далекими предками могло закончится весьма печально для потомков.

Только для торговли в Бухаре было построено пять пассажей. И чего здесь не было в те древние времена: и ювелирные изделия, и оружие, отделанное золотом и драгоценными ножами, и хозяйственные ножи, отличавшиеся своей остротой, здесь можно было приобрести сбрую для лошади, одежду, обувь, продукты питания – восточные специи и многое другое. И каждый ряд гордился не только своими товарами, но и зданием, ибо древние зодчие вкладывали сюда свою душу.

«Токий заргарон» – так назывался первый пассаж, который мы встретили на своем пути из «Пои Колона». Здесь продавались ювелирные изделия – кольца, серьги, разные украшения на одежду. Впрочем, сегодня продавцов и покупателей не было много. Местные не так часто приобретают сувениры, а туристы стали редкими гостями после событий 11 сентября.

Кстати, все пассажы строились на перекрестке четырех дорог – всех сторон света. Войдя внутрь, например, с запада, можно было пойти на восток или на север. На практике, так можно было передвигаться по торговым рядам и цеховым местам. «Весьма интересная планировка», - заметил Руслан.

Второй пассат занимали торговцы головных уборов, а третий – менял. Здесь, много-много лет назад иностранные купцы меняли звонкую монету на бухарские «пули», которые имели хождение не только в Бухарском государстве, но и за ее пределами. Рядом со вторым пассажем расположено «Кош медресе», построенное в 1417 году по приказу внука Амира Темура – правителя Самарканда и ученого-астронома Улугбека. Нужно отметить, что в Бухаре было воздвигнуто самое первое из трех медресе Улугбека ( второе – в г.Самарканде, а третье – в г.Гиждуване). В XVII веке Эмир Абдулазизхан построил свое медресе, прям напротив медресе Улугбека. С тех пор Бухара-шариер (то есть «благородная») стала признаваться как один из религиозных центров Востока. Купола медресе так и виднелись по всему городу.

Проходя мимо медресе Улугбека, мы очутились возле торгового пассажа «Тим», в котором продаются шелковые ткани и парча. В отличие от других торговых рядов пассаж «Тим» – закрытый, и имеет ворота, чтобы запираться на ночь. «Это единственное торговое помещение в Бухаре, которое закрывается», - отметил Рустам-ака. Войти внутрь мы не смогли, так как ворота были захлопнуты: из-за отсутствия туристов пассат не работал.

В нескольких десятках метров начинался новый пассаж, в котором работали и продавали свои изделия кузнецы, чеканщики, ремесленники. Это улица называлась Хакикат (то есть «Правда»). Я остановился возле продавца специй Мирфаиза Убайдова – полного человека, лет сорока, с короткой бородой, но с улыбкой встречающего любого покупателя. Он прославился на всю Бухару тем, что в 1999 году госсекретарь США Мадлен Олбрайти, посетив город, более получаса провела у его лавки, покупая различные восточные специи для пищи. Тогда Посол США в Узбекистане Джозеф Прессел с удивлением произнес: «Вот это да! Госпожа Олбрайт беседовала с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым всего 30 минут, а с вами – целых 35 минут!» Весть о такой чести быстро пронеслась по всей Бухаре, и к Убайдову зачастили покупатели, интересуясь всеми подробностями встречи простого торговца с главой внешнеполитического ведомства далекой Америки. После этого он даже открыл специальный сайт в Интернете, где подробно рассказывал об этом и, естественно, о своем бизнесе.

«Я гостил у госпожи Олбрайт, - признался нам Мирфаиз. – В 2000 году специально ездил в Нью-Йорк по ее приглашению. Потом ко мне приезжала ее подруга, чтобы приобрести специи».

Руслан также решил «прославиться», что покупал товары у знаменитого бухарского торговца и приобрел несколько пакетиков зиры, шафрана и других пряностей. Я же довольствовался фотографией с господином Убайдовым. Что касается специй, то в Ташкенте такого «добра» навалом.

С другой стороны, прямо напротив лавочки специй находилась действующая кузнечная мастерская «Темирчилик» Усто Шокира Камалова из семьи потомственных кузнецов. Заинтригованный, я вошел внутрь. И первым делом увидел огромную печь в виде кувшина. «Весьма оригинально», - поразился я, поскольку ранее мне такого встречать не приходилось. Меня в мастерской встретили с радушием, а сам хозяин рассказал о мастерской и даже провел в семейный музей. «Люди не зря назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век, - рассказывал мне Усто Шокир. – Археологи в разных местах Бухарской области находили изделия из железа, что подтверждает о древнейшем происхождении кузнечного ремесла. Кстати, сам Абу Райхон Бируни писал, что кузнецы Бухары в X веке вырабатывали четыре вида черных металлов». Со слов мастера, появление других видов хозяйствования – земледелия, скотоводства, рыболовства, а также всех видов ремесел тесно связаны с металлургическим производством.

В конце XIX – начале XX веков в Бухаре насчитывалось около сотни отдельных отраслей ремесла, одним из которых было кузнечное. Сами кузнецы жили в кварталах Челонгари, Охангари и Ахчагари. Обработка металла делилась на пять самостоятельных отраслей, а среди мастеров была узкая специализация. Например, были кузнецы-челонгар, изготовляющие всевозможные железные орудия, подковочники – наъльгар, замочники – кульфсоз, ножовщики – кордсоз, жестянщики – тунукасоз, игольщики – сузангар, гвоздари – мехчагар. Кузнецов в Бухаре, по подсчетам Усто Шарифа, было около 2150 человек, из них 30 занимались изготовлением кетменей (тяпок), 50 – серпов, некоторые мастера специализировались на выработке различных мелких предметов – цепочек и колец для дверей (занджир, зульфир), на выделке различных специальных орудий для ремесленников. В настоящее время в городе работает около 40 кузнецов в 10 кузнечных мастерских.

В музее мастерской, которая открыта ежедневно для любого с 9 утра до 6 вечера, я увидел экспозицию «Кузнечное производство прошлого столетия»: устав кузнецов XIX века, кольчуга XVII века, орудия труда ремесленников (начало XX века). Мне разрешили подергать кузнечные мехи печи, которые были действующими сотню лет назад. Кстати, в мастерской можно приобрести изделия кузнецов. Продукция имеет сертификат происхождения, которая позволяет беспошлинно вывозить за пределы республики. Я покупки совершать не стал, но у продавца сувенирным оружием сфотографировался с кривой саблей в руке (дома, правда, родные фыркнули, мол, тоже мне воин!). Нужно отметить, что Бухара всегда славилась оружием.

Возле лавочки Убайдова и напротив кузнечной мастерской функционирует баня XVI века. «Бухори Хаммом Корд» – прочитали мы вывеску перед входом. Рустам Садыкович посвятил нас: оказывается, эта баня была построена по приказу Эмира Абдуллы-хана, а всего их в Бухаре насчитывалось 18. Причем все они полуподземного типа. «Спускаясь вниз, вы увидите серию комнат, - рассказывал наш гид. – Входишь в одну комнату, там тепло и ты постепенно привыкаешь к температуре и полутьме, затем – в другое, а там еще теплее, идешь в третье – там жара». Заинтересовавшись, я вошел внутрь. Сотрудники бани сказали, что это мужское заведение и работает оно до 17 часов. «Но если будут клиенты – готовы работать допоздна», - заявил мастер массажа. Кстати, он делает массажи с особыми специями и ароматизированными маслами. Услуги оцениваются в пять долларов. Для тех, кто не взял с собой принадлежности, выдают шлепанцы, чистую простыню и тазики. Я не такой уж любитель бань и поэтому не стал тратить время на мойку, в то время как мой спутник Руслан сказал, что вечером придет попариться. Так он и сделал. Правда, на следующий день стонал, что тело у него – как резиновый шланг, мол, изгибается во все стороны.

До сих пор неизвестно, куда уходят водные стоки – древние строители умели хранить секреты. И этим самым разожгли жгучее любопытство у современных исследователей. Те, умники, решили вскрыть бани, чтобы посмотреть, мол, а где же дренажные системы. После этого древние заведения перестали работать. Лишь три из них, до которых рука ученых не успела дотянуться, действуют до сих пор. Не думаю, что теперь хозяева разрешат кому-либо повторять подобные научные эксперименты.

Второй пассаж также предназначался для продажи многих изделий. Он назывался «бозори-корд» (рынок ножей) и «бозори-гуль» (рынок цветов). Здесь я увидел удивительные ножницы в форме птиц, рыб, аиста, зверей - оказывается это орудия золотошвеев. «Видите, какой изгиб у ручек и лезвий? Только такими ножницами можно вырезать узоры, обычные не годяться для такой работы», - сказал нам Рустам-ака.

Я обратил взоры на оружейную доску. Там висели ножи со стоимостью от 5 до 10 долларов, а также мечи и сабли – от 60 до 70 долларов. Некоторые рукоятки были сделаны из оленьих и бараньих рогов. Сталь была исписана рисунками и надписями. Меня, во всяком случае, это впечатлило. Данную продукцию продавали мастера-братья Абдулло и Зоир Камоловы. Они сообщили, что на все выдают сертификат, который необходимо предоставлять на таможенной границе. Попрощавшись, мы пошли дальше – в ряды менял.

Данный пассаж отличался от других тем, что был построен на перекрестке пяти улиц, наверное, чтобы больше людей приходило менять деньги. «Когда богатые караваны приходили в Бухару, то, конечно, продавали свои товары за бухарские «пули», а затем караванщики меняли эти деньги на другую валюту, - рассказал гид. – Если же они сами делали покупки, то опять же обращались сюда, чтобы поменять валюту». Ремесло менял было одно из доходных, и тем больше был торговый оборот в Бухаре, тем крепче были финансы страны.
- А это что? – спросил я, указывая на надгробие прямо в углу пассажа.
- Каждая махалля (община) имела своего святого патрона – пира, как называли в древности такую личность. И если пир умирал, то его причисляли к лику святых и хоронили здесь же. Его дух как бы оберегал своих подопечных живых, - сказал Рустам-ака. – Одно из таких захоронений есть и в пассате менял. Но дело в том, что это может быть и мнимым захоронением…
- То есть? – не понял я.
- Может, здесь остался его след, когда в последний раз видели пира. Поэтому на этом месте и возвели могильник, - пояснил Рустам-ака. – А теперь пойдемте дальше.

Выходя из пассажа менял, мы увидели самую старую мечеть «Атарон иль Магоки Атури» – здание начала XII века. По мечети было видно, как за 800 лет город поднялся почти на четыре метра. Реставраторам пришлось буквально откапывать мечеть от культурного слоя. До 1975 года она практически была под землей и вниз вела лестница. Лишь в 90-х годах после приобретения Узбекистаном независимости нашлись средства, чтобы откопать и очистить этот уникальный исторический памятник. «Этот храм имеет удивительную историю, - начал Рустам Садыкович. – Как известно, наши предки были огнепоклонниками, манихейцами, христианами, буддийцами. Раньше на этом место стоял зороастрийский храм с вечным огнем – его специально поддерживали приставленные жрецы. Затем в 8 веке сюда пришли арабы, которые снесли храм и на его фундаменте построили мечеть. Как вы видите, портал XII века не реставрировался, остальная часть подверглась частичной реконструкции в 1975 и 1997 годах.




Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения