Сурхан
Добро пожаловать на форум "Сурхан"!
Для того, чтобы пользоваться всеми функциями форума и просматривать личные галереи пользователей, необходимо зарегистрироваться.
Сурхан


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Ляби-Хаус и окружающая его действительность

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Alex0509

avatar
Admin
Admin

Как вы догадываетесь, это скульптура Ходжи Насреддина рядом с Ляби-Хаузом.




Собственно Ляби-Хаус. Считается туристическим центром Бухары.


Улица рядом с Ляби-Хаузом.



Последний раз редактировалось: Admin (Сб Июн 20 2009, 19:34), всего редактировалось 1 раз(а)


_________________
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Опубликовать эту запись на: Excite BookmarksDiggRedditDel.icio.usGoogleLiveSlashdotNetscapeTechnoratiStumbleUponNewsvineFurlYahooSmarking

Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Майя пишет:Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Не заправлялся, не знаю, но МаратКайсаров не жаловался... clown

avatar

Сообщение в Вс Июн 14 2009, 03:15 автор Эдуард Чернухин

Мой друг (художник из Бухары Асад Барнаев) часто рассказывал об этом. Это место тусовки братьев по кисти. Где-то поблизости у них мастерские, где они до обеда пишут, а потом продолжают общение за дастарханом.

Эдуард Чернухин пишет:Мой друг (художник из Бухары Асад Барнаев) часто рассказывал об этом. Это место тусовки братьев по кисти. Где-то поблизости у них мастерские, где они до обеда пишут, а потом продолжают общение за дастарханом.
Да!.. В Благородной Бухаре и живут благородно... Very Happy Не только работают, но и живут для себя, для людей, для возвышенного, для будущего.. sunny . Не то что мы, в мегаполисах - сиюминутно! Sad

Майя пишет:Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Vai, vai, kizim !
Pomnitsya, chto Vasya rodom byl iz Dzhambula...

Ляби-Хауз (фарси «берег (букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в Бухаре. До установления Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш (1568/69 гг.) (смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги: Ханака (1620) (смотри рисунок) на западе и Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623) (смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою Ходже Насреддину
Маленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.


Ансамбль Ляби-хауз

Ляби-Хауз (фарси «берег (букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в Бухаре. До установления Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш (1568/69 гг.) (смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги: Ханака (1620) (смотри рисунок) на западе и Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623) (смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою Ходже Насреддину
Маленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.

История этого ансамбля неразрывно связана с именем Надир-Диван-Беги, который был высокопоставленным сановником, визирем, а также он был дядей Бухарского эмира Имам Кули-хана. Говорят, что когда Надир-Диван-Беги строил Ханаку, называемую и поныне его именем, рядом с местом строительства находился большое домовладение, принадлежащее вдове — еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально подходит для устройства водоема при мечети. Он обратился к вдове с предложением продать свой двор за любую хорошую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась. Диван-беги тогда повел её к эмиру, будучи уверен, что тот принудит её продать дом. Но Имам Кули-хан передал рассмотрение этого вопроса коллегии муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят налог «джизье», на право сохранения ими своей религии. Диван-Беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова.
Но хитрый вельможа проложил арык, для своего нового пруда так, что он проходил прямо под стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка пришла к Диван-Беги, чтобы воззвать к его совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе и он сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы взамен её двора ей дали участок земли для постройки синагоги. Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом «еврейским» (маххалли-кухма). Вскоре была построена первая синагога в Бухаре и большой пруд. Люди стали называть его Ляби-Хауз (смотри рисунок), что означает «у пруда». Примерная дата постройки 1620 год. Но среди народа сохранился и другой эпитет по отношению к данному комплексу: Хауз-и Базур «построенный с принуждением».



Считается, что до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами. Эта мечеть называлась "Магак-и Аттари", что означает «Мечеть в яме» («Глубокая мечеть»). По одной версии евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой — евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами «Шалом алейхем» («Мир вам»). Этот обычай отсутствует у европейских евреев.
На её месте Магак-и Аттари до арабского завоевания был базар, где торговали идолами, лекарственными снадобьями и пряностями — ат-тарон; там же находился храм луны (Мох). В последней редакции труда Наршахи, мечеть, построенная на месте храма луны, называется «магок», то есть «в яме»; потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями.



Сейчас Ляби-Хауз это прямоугольный водоем (46х36 м), вытянутый с востока на запад и утопающий в тени вековых чинар. Берега его оформлены в виде ступенчатых каменных ступеней, сделанных из массивных блоков желтоватого известняка.
Медресе Кукельдаш, граничащее с Ляби-Хауз — самое большое (80х60 метров) и величественное в Центральной Азии. Кулбала Кукельдаш — это имя сводного брата хана, который был строителем медресе.
Медресе Надир-Диван-Беги первоначально строилось как караван-сарай. На его торжественном открытии Имам Кули-хан неожиданно провозгласил это здание — медресе, и Надиру-Диван-Беги пришлось переоборудовать караван-сарай, пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр.
Ханака Надир-Диван-Беги расположена напротив медресе, с западной стороны от комплекса Ляби-Хауз.

Ходжа Насреддин



Ходжа Насреддин – фольклорный персонаж, герой многочисленных анекдотов всех стран Средней Азии и Ближнего Востока, впоследствии ставший известным на всём евразийском континенте, включая Китай. Согласно повествующим о нем историям, это насмешливый и острый на язык персонаж, выступающий на стороне бедных и обиженных людей, не боящийся выступать даже против наиболее деспотичных правителей своего времени.

Анекдоты о Ходже Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер, однако фольклорист Пертев Наили Боратав недавно провел исследование письменных исторических источников, касающихся Ходжи Насреддина (первые анекдоты о нём были записаны в Турции в XVI веке), и оно показало, что существует также большое количество историй, содержащих политический протест, а также вызов существующим порядкам и ценностям.

Исследователи выделяют двойственную роль героя Ходжи Насреддина: с одной стороны, он занимает центральное место в развитии комедийного жанра в Средней Азии и на Ближнем Востоке, а с другой - является символом мятежных настроений населения по отношению к тем династиям, которые когда-то правили этими территориями. При всем при этом главным оружием Ходжи Насреддина неизменно является его хитрость, чувство юмора и хорошо подвешенный язык.

У разных народов существуют свои имена для этого популярного героя анекдотов. Собственно «Ходжой Насреддином» его называют у узбеков, таджиков, а также у турок (у последних для этого этого персонажа еще есть имя Бу Адам), у азербайджанцев это Молла Насреддин, у иранцев – Мулла Насреддин, у афганцев – Насреддин Афанди и др.

Скорее всего, прототипом Ходжи Насреддина был реальный человек, живший приблизительно в XII-XIV веках. Точнее дату определить невозможно, а исторические источники делают Ходжу Насреддина современником различных исторических деятелей: сельджукского султана Алаэддина (начало XIII века), Тимура и Баязида I (XIV век) и т.д. Кроме того, правомерно предположить, что это был представитель низшего мусульманского духовенства, о чем говорят определенные вариации его имени у разных народов, а также различные титулы, соответствующие этому статусу, употребляющиеся до или после его имени в различных источниках (например, слово «ходжа» означает «учитель», что указывает на то, что это скорее всего был преподаватель в медресе).

Со временем у каждого народа Ходжа Насреддин приобрел особые черты: в Казахстане его герой отчасти слился с образом шутника Алдара-Косе; в Туркмении многие анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине (1770-1840), в Таджикистане - с поэтом Мушфики (1525-1588).

Анекдоты о Ходже Насреддине заметно повлияли на развитие светской литературы в средневековой Европе. Уже в XX веке о нем были написаны целые романы и повести, в том числе «Повесть о Ходже Насреддине» Л.В.Соловьева (1940, 1954), а также поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960). Ходжа Насреддин стал одним из героев «Библиотеки юмора» Марка Твена - сборника юмористических произведений, составленного знаменитым писателем. Ходжа Насреддин является символом города Акшехир в современной Турции, который претендует на то, чтобы считаться местом его рождения. Здесь находятся несколько посвященных ему памятников, а также условное место его погребения. Кроме того, в Акшехире проводиятся международные фестивали в честь Ходжи Насреддина. В Бухаре, в современном Узбекистане, также есть памятник Ходже Насреддину, изображающий его в традиционно принятом облике: сидящим задом наперед на своем ослике и держащимся за его хвост.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения