Сурхан
Добро пожаловать на форум "Сурхан"!
Для того, чтобы пользоваться всеми функциями форума и просматривать личные галереи пользователей, необходимо зарегистрироваться.
Сурхан


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Самый высокий минарет в Хиве.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Alex0509

avatar
Admin
Admin


_________________
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Опубликовать эту запись на: Excite BookmarksDiggRedditDel.icio.usGoogleLiveSlashdotNetscapeTechnoratiStumbleUponNewsvineFurlYahooSmarking

avatar

Сообщение в Ср Июн 03 2009, 05:07 автор svetlana7511



Минарет и медресе Ислам-Ходжа
Монументы Хивы



Ислам-Ходжа был главным визирем Хивинского ханства при Мухаммад Рахим-хане II (1863-1910) и его сыне Асфендияр-хане (1910-1920). На его средства в Хиве были построены хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта, телеграф, светская школа. В 1908-1910 гг. Ислам-Ходжа построил на юго-востоке Ичан-Калы ансамбль, состоящий из самого маленького медресе и самого высокого минарета Хивы, восходящего своей формой к древним минаретам XI-XII вв.
Минарет запоминается легким и стройным силуэтом, увенчавшим "внутренний город". Он на 1 м ниже минарета Калян в Бухаре (его высота - 44, 5 м), но кажется намного выше его, благодаря своей форме. Ствол Ислам-Ходжи, имеющий диаметр внизу 9, 5 м, энергично сокращается кверху и заканчивается только небольшим венчиком карниза и куполком над помещением глашатая.

Кирпичный декор минарета Каляна подчеркивает его монументальность, основательную связь с землей. А минарет Ислам-Ходжа опоясан сверкающими лентами облицовок и устремлен в небо, в дымке которого растворяются, тают его мозаики из голубых, синих, белых, бирюзовых изразцов.

В его сооружении и подготовке декоративного орнамента принимали участие лучшие мастера своего времени Балта Вайсов, Ишмухаммад Худайбердыев, Каландар Кучум и др.

Верхняя площадка минарета на высоте 45 м является самой высокой точкой обзора панорамы Хивы. Сквозной фонарь на его вершине имеет сталактитовый карниз, навершие и керамические решетки-панджара.




























Крепости и минареты Хивы - метафизический образ истории Центральной Азии.


Когда Хива стала столицей Хорезма, письменная история древнего царства в низовьях Амударьи насчитывала уже более двенадцати столетий. Пережив эпоху арабских завоеваний, старый Гургандж пал только при нашествии монголов. После полугодовой осады сын Чингисхана полководец Джучи приказал разобрать дамбу и затопить разграбленный город. На обломках империи Хорезмшахов вскоре опять возродилась самостоятельная государственность, искоренить которую не удалось даже Темуру, в конце XIII века не раз совершавшего опустошительные походы в Хорезм, распахивая под поля руины поселений. Через два века упадок цивилизации довершился природной катастрофой. В 1598 году своенравная Амударья изменила течение, оставив старые оазисы без орошения и питьевой воды. Столицу пришлось перенести на сто пятьдесят километров к югу, где на караванном пути через пески Каракумов издревле существовала крепость у колодца Хейвак, ставшая затем цитаделью Хивинского ханства.

Большинство архитектурных памятников Хивы принадлежат относительно недалекому прошлому - XVIII-XIX векам. Зато, пожалуй, ни в одном из уголков Центральной Азии ансамбль старинных построек не уцелел до наших дней в такой живописной целостности, сохраняющей облик средневекового города, который может быть объектом для метафизического созерцания. Чрезвычайная скученность экзотических форм, стиснутых исполинскими крепостными валами в глубокий каменный лабиринт, над которым господствуют тени зубчатых башен и минаретов, создает иллюзию отдельного пространства, выпавшего из обычного течения времени.
Когда капризы погоды хотя бы на пару часов очищают всемирно известные достопримечательности от толп туристов, Хива начинает казаться гораздо старше, чем есть, выглядит не просто древней, а вечной, или вообще не принадлежащей нашему миру. На опустевших улицах остаются только местные жители, продолжающие свои повседневные дела среди святых мест и шедевров исторического наследия. Но именно тогда стены и камни пронизываются атмосферой подлинности витающих над ними старинных преданий.
СВЯТОЙ, СКОРНЯК, БОРЕЦ И ПОЭТ
Священный колодец Хейвак.
Никто точно не знает, кто и когда впервые воздвиг Ичан-Калу - внутреннюю крепость Хивы. Археологи датируют первые крепостные постройки III-V веками, когда Хорезм при правлении династии Африг обрел независимость от державы персидских Ахеменидов, а потом путем искусных переговоров и благодаря демонстрации военной мощи сумел избежать завоевания Александром Македонским. Возникшее еще в те времена укрепленное поселение на караванном пути в Мерв могло быть связано с пресным колодцем Хейвак, по легенде вырытым Симом - сыном библейского патриарха Ноя. Священный колодец сохранился до наших дней в северо-западном углу Ичан-Калы среди жилых построек. Сегодня он скрыт под кирпичным куполом, вершину которого украшают сакральные туги - деревянные шесты, обвязанные яркими лоскутами материи.

Десятиметровые стены крепости образуют овальный периметр длиной в два с половиной километра. Оборонительные валы толщиной до восьми метров сложены из сырцовых глиняных блоков диаметром 40х40х10 сантиметров. По всей длине они снабжены зубчатым бордюром с узкими бойницами. Через каждые тридцать метров стоят круглые оборонительные башни, а с четырех сторон света в толщу глины врезаются входные ворота из обожженного кирпича. Это уже средневековые пристройки, приблизительно датируемые XIV-XV веками, как и наиболее ранние культовые сооружения шахристана - внутреннего города. Правда, над восточными воротами Ота Дарваза сохранилась старинная цитадель Куня Арк - служившая резиденцией правителям Хивы XII века, задолго до того, как город стал столицей Хивинского ханства. Квадратная форма ее башен напоминает архитектуру крепостей античного Хорезма. Самые экзотичные восточные ворота, выходящие из шахристана на городской рынок, называются Пахлаван Дарваза в честь покровителя Хивы, святого пира Пахлаван Махмуда, умершего в 1326 году.
Согласно преданию, в тот роковой год, когда монгольский хан Джучи разрушил и затопил водами Амударьи старую столицу, семья святого наставника суфизма Пирйара Вали из немногих выживших жителей Гурганджа нашла убежище под стенами Хивы. Здесь у наставника родился сын Махмуд, с юности отличавшийся необыкновенной силой и религиозным благочестием одновременно. Еще подростком он стал одерживать одну за другой победы на поединках борцов, за что получил титул Пахлаван - силВосточные ворота Пахлаван Дарваза. Богатырская удаль не противоречила духовным исканиям, поскольку традиции суфизма в Хорезме сочетали богословие с физическим совершенством, искусным ремеслом и занятиями утонченной поэзией. Пахлаван Махмуд принадлежал к ордену Жавонмардлик - «Отвага молодости», зародившемуся среди городских ремесленников и считавшему своим основателем самого Хазрата Али Шахимардана - шаха смельчаков. По профессии Махмуд был скорняком, изготовлявшим шубы и головные уборы из меха и овечьих шкур. Вершин земной славы он достиг, отправившись на борцовские состязания в Индию, где сумел освободить из плена множество соотечественников. В награду за одержанную победу и проявленное к побежденному сопернику милосердие, делийский султан пообещал исполнить любое его желание. Пахлаван попросил отпустить с ним на родину столько пленных, сколько вместит бычья шкура. Владыка легко согласился, и искусный скорняк вмиг разрезал шкуру на длинную кожаную ленту, которой смог опоясать тысячу земляков.

Пахлаван Махмуд был известен на всем Востоке и как поэт, сочинявший блистательные рубаи. При всей своей славе он до конца дней продолжал вести скромную жизнь, занимаясь простым ремеслом и неустанно смиряясь перед Всевышним.


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения